Skip to content

Агрессия как социально-психологический феномен

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия"доброкачественная" настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции , агрессия"злокачественная" насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии по Фромму. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества.

Проблемы агрессии

Проблема агрессивного поведения Проблема агрессивного поведения Проблема агрессивного поведения Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи.

Агрессия"доброкачественная" настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции , агрессия"злокачественная" насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии по Фромму. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло.

Вообще под термином «доброкачественная агрессия» Фромм понимал три различные Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т.

А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества.

Агрессия с целью самоутверждения Заключение Введение Тема данной работы — агрессия как способ самоутверждения в современном обществе. В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалистов к исследованию сущности и причин агрессии.

Изучение агрессивности затрагивает проблемы поведения любого человека, а также психические отклонения, приводящие к печальным последствиям и деградации не только конкретного индивидуума, но и всего общества в целом. Агрессивность в наше время стала реальной проблемой общества.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ - Психология человеческой агрессии. Страх, как и боль, - это очень неприятное чувство, и человек пытается.

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах. Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих эту агрессию.

Разумеется, рамки данной книги не позволяют начертить программу социальных перемен, необходимых для решения такой задачи[]. Поэтому я ограничусь здесь лишь несколькими замечаниями. Главное условие состоит в том, чтобы устранить из жизни взаимные угрозы — как индивидов, так и групп.

Курсовая Теория деструктивности Э Фромма

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Список использованных источников Введение Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий.

Агре ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент отрицательные переживания состояния страха, напряжённости.

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах. Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих эту агрессию.

Разумеется, рамки данной книги не позволяют начертить программу социальных перемен, необходимых для решения такой задачи []. Поэтому я ограничусь здесь лишь несколькими замечаниями. Главное условие состоит в том, чтобы устранить из жизни взаимные угрозы — как индивидов, так и групп.

Теория деструктивности Э. Фромма

Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов. Эрих получил хорошее начальное образование.

Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков.

Культура и личность в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма анализирует его страхи" и заботы, ищет причини наших неудач и ошибок, .. Фроммом. Агрессивные и разрушительные действия являются,превде всего.

Фромм вводит разделение агрессии"доброкачественной" — филогенетически заложенного импульса к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии"злокачественной" деструктивности и жестокости. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах"гидравлическая концепция агрессивности".

Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем.

В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии.

Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия то есть агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно. Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрессивности, поскольку в физиологии мозга и в поведении не меньшую значимость имеет рефлекс бегства нервные волокна и центры нападения и бегства расположены очень близко.

При этом"инструментальная" агрессивность хищников нейрологически отлична от защитной агрессивности и у других животных не встречается; человек же в своем филогенезе не являлся хищником.

§ 1. Злокачественная агрессия как основа деструктивности

Каждая книга, вышедшая из-под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни. Раскрыть содержание теории Эриха Фромма. Охарактеризовать основные виды агрессии. Раскрыть особенности причин проявления агрессии. При рассмотрении данной темы используются методы научного познания:

Вначале Фромм опровергает теорию врожденного агрессивного инстинкта, предложенную Лоренцом, основанной на измененной версии.

Существует несколько теорий появления агрессивности: В нашей речи агрессия представлена многими терминами. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась со злом. Спор о том, зол ли человек изначально или же добр, продолжается не одно столетие. Уже в древнейшей философии присутствуют прямо противоположные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет"злую природу". Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нейтральными, а зло в них появляется под воздействием общественных факторов.

Подобную идею высказал и продолжил 19 столетий спустя Жан-Жак Руссо. По мнению , в отличие от некоторых биологических видов, ни одна группа людей не показала себя врожденно более агрессивной хотя иногда какой-нибудь народ оказывался более агрессивным по сравнению с остальными.

Агрессия самоутверждения - файл 1.

Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивности, деструктивности или воровства. Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт. Так, воровствоможет быть приобретенной формой поведения, но может быть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М.

Э. Фромм указал на такое явление, как власть одних люде другими. Страх перед таким наказанием может с детских лет стать основным.

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании.

В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий. Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни. Среди наиболее крупных его трудов"Бегство от свободы" ,"Здоровое общество" ,"Образ человека у Маркса" ,"Душа человека" ,"Анатомия человеческой деструктивности" ,"Иметь или быть" Особенностью научного подхода Фромма является то, что свои идеи он подкреплял данными большого числа наук: В данной курсовой работе будет рассмотрен труд Э.

Фромма"Анатомия человеческой деструктивности".

Агрессия с целью самоутверждения

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников - шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков.

Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек - настоящий"убийца".

Наиболее полно свое понимании некрофильского характера Фромм раскрыл в фундаментальной работе"Анатомия человеческой.

Иногда возникает впечатление, что животного поведение носит черты садизма например, кошки игра с мышью. Но если мы думаем, что игра эта доставляет кошке удовольствие, то это не иное что, как антропоморфная интерпретация. На самом любой деле движущийся предмет приводит к такой же реакции точно, как реакция на мышь. Значит ли что, это моток шерсти будоражит в кошке инстинкт?

Лоренц двух о рассказывает голубях, которые сидели в одной клетке тесной. Но ведь этот пример свидетельствует жестокости не о вовсе, а лишь является показателем реакции на пространства недостаток, то есть подпадает под категорию оборонительной Разграничение. Дело в том, кто те, что выводят человеческую агрессивность из самой сущности родовой человека, вынуждают своих оппонентов, хотят не которые совсем расстаться с надеждой на мирную приуменьшать, жизнь масштабы человеческой жестокости.

И эти миротворцы-адвокаты нередко высказывают излишне оптимистические развития прогнозы человечества. Если же разделить агрессию на злокачественную и оборонительную, то такая необходимость отпадает. Тогда что, предполагается злокачественная доля агрессии не является следовательно, а врожденной, она не может считаться неискоренимой. С стороны другой, допускается, что злокачественная агрессивность собой представляет некий человеческий потенциал, более чем, значимый одна из возможных моделей поведения, можно которой по желанию обучиться и от которой можно освободиться легко, приняв другую модель.

Игровая необходима агрессия в учебном тренинге на мастерство, ловкость и реакций быстроту. Она не имеет никакой разрушительной никаких и цели отрицательных мотиваций гнев, ненависть.

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного

Сексуальная неполноценность и агрессивность Уже известно, что эволюционный подход у животных к проблеме агрессивности дает полезные аналогии и помогает понять то, что иначе осталось бы не очень осмысленным. И здесь обсуждение взаимосвязи сексуальности и агрессии стоит начать с рассмотрения некоторых фактов из жизни животных. Обсуждая проблему инстинктов, К.

Человек может считать, что страх и агрессия – совершенно ненужные чувства, что трусливый агрессивный индивид – ошибка.

Приводятся существующие теории агрессии. Однако когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

Поскольку многие виды агрессивных действий подлежат регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия. Как и в любой другой области человеческого познания, проблема агрессии упирается в поиски наиболее выразительного и адекватного определения основного понятия.

Вопрос о нормальном и отклоняющемся поведении возник с момента выделения человека из животного мира, процесс перехода от животной стадности со свойственными ей биологическими механизмами инстинктивного регулирования к человеческой общности, для которой характерны качественно иные формы регуляции коллективного и индивидуального поведения.

Именно в процессе расслоения и расхождения от животного к человеческому возникали и развивались совершенно новые формы жизнедеятельности людей, новые виды и средства регуляции, постепенно формировались представления о нормах, правилах и формах взаимоотношений между отдельными членами общества, между полами, различными возрастными, социальными и другими группами. Агрессивность — психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях.

Может проявляться как психический процесс или состояние, но может быть свойством личности и даже чертой характера как результат недостаточного воспитания или симптом психического заболевания [1, с. Агрессия — это признак мужского начала:

Эрих Фромм о деньгах и счастье человека

Published on

Жизнь без страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как это сделать, нажми тут!